Паровозик, который смог (belcantante) wrote,
Паровозик, который смог
belcantante

Комментарий к недельному разделу «Корах»

Originally posted by pinchas at Комментарий к недельному разделу «Корах»
Позитивные идеалы негативных движений

Книга Бамидбар, Числа – это книга кризисов. Вначале есть порядок, дальше начинается движение – и оказывается, что все элементы структуры народа, все элементы еврейского мироощущения поломаны и их необходимо исправлять. Сначала, как мы обсуждали в разделе (2) Насо, идет исправление личных проблемам человека; после этого в (3) Беhаaлотха формируется отношение к Торе,  рассматриваются вопросы смирения и дерзости, анава и хуцпа; затем в (4) Шлах выявляются преграды, мешающие евреям  войти в Эрец Исраэль; и теперь, в разделе (5) Корах, наступает кризис внутреннего устройства еврейского народа.
Если бы евреи сразу пошли на завоевание Страны и каждый получил бы в ней свой надел, то им, возможно, были бы не так важны вопросы нынешней власти и руководства. Но когда они вдруг остановились в своем продвижении, когда выяснилось что этому поколению придется всю жизнь ходить по пустыне, то вопрос о соотношении руководителей и народа встал очень остро. И Корах, левит из рода Кеhата, двоюродный брат Моисея, поднял восстание.
Весь раздел Корах описывает нам конфликты в структуре еврейского народа: сначала – восстание, к которому присоединяются, с одной стороны, крайние идеалисты, а с другой стороны, наоборот, люди совсем недостойные. Восставшие погибают, после этого начинается мор. Аhарон спасает народ, и затем посох Аhарона расцветает. Все эти действия были нужны, чтобы евреи признали  Моисея и Аhарона как высших по отношению к себе, чтобы придать им непререкаемый авторитет. Народ получил не только зримое подтверждение того, что восставшие против власти Моисея и Аhарона погибают, а тем, кто поддержал бунтовщиков, грозят мор и тоже смерть – но что лишь Аhарон может спасти их и приблизить ко Всевышнему. Расцветший посох Аhарона является свидетельством, что его избранность – от Бога, а не от самовластия Моисея. И, наконец, в качестве завершающего элемента иерархической структуры происходит выбор левитов вместо первенцев.
Мы видим, что характер святости как «выделенности для службы Всевышнему» изменяется в еврейском народе дважды. Сначала вместе с египетскими первенцами окончательно уничтожаются представления о языческих религиозных ценностях, и еврейские первенцы посвящаются Творцу. Эта смена происходит в рамках природы, так как первенцы  –  явление естественного порядка вещей, и святость еврейских первенцев – природная. Но дальше первенцы заменяются левитами, и это над-природная святость. Лидерство левитов не только находится вне рамок биологического старшинства, но и вообще необычно для других народов. Ведь левиты, не имеющие ни земли, ни власти, ни состояния – фактически бедняки, которые кормятся в большой степени от пожертвований всех остальных, однако именно они представляют собой духовную элиту общества. Среди левитов есть Моисей и Аhарон, и сыновья Аhарона занимают пост священников.
Такая структура вначале была навязана еврейскому народу прямым, не оставляющим выбора, Божественным Повелением; но, в конце концов, была принята им внутренне, и это один из итогов раздела Корах.
Но в чем сущность ключевого события этой главы – восстания Кораха? Уже было отмечено, что к нему примкнули люди совершенно разные и даже противоположные по своим устремлениям. Были идеалисты, которые хотели наряду со священниками участвовать в Храмовых воскурениях. С другой стороны, были люди недостойные, как Дотан и Авирам, которые говорили Моисею: «Вот видишь, мы ходим по пустыне и умрем в пустыне. Ты не привел нас в землю, которую обещал; значит, твое лидерство – ложь, и мы не признаем тебя вождем». Это пример классической демагогии: ведь евреи не вошли в Страну Израиля из-за своего собственного поведения, а вовсе не по воле Моисея. Однако сам Корах – как бы вне групповых интересов. Смысл его призыва к восстанию таков: весь народ свят, избран Всевышним и осуществляет связь с Богом  – следовательно, все равны; почему же кто-то один должен возноситься?
Нельзя сказать, что это совершенно неправильный призыв – на самом деле в нем есть и позитивный момент. Действительно, еврейским идеалом является некое духовное равенство между всеми: каждый связан с Богом, и ни у кого нет преимущества в познании Его. Иногда ошибочно думают, что еврейское государство, согласно Торе, обязательно должно быть монархией. Но это не так: идеал духовного равенства в познании Бога предполагает безвластие – когда люди ведут себя столь достойно, что нет необходимости в установлении государства. Когда в древности еврейский народ захотел власти царя, то пророк Самуил (Шмуэль) воспротивился и сказал: «Зачем вам ставить себе царя? Ведь Бог – Царь над вами». Действительно, по сути дела, Бог должен быть еврейским Царем. Проблема, однако, в том, что такое устройство жизни невозможно, пока народ не достигнет высокого нравственного уровня. Иначе, как и во времена пророка Шмуэля, государственная иерархия необходима.
Централизованная власть не нужна, когда все люди живут, соблюдая законы – как Божественные, так и обусловленные общественным договором; находятся в гармоничных отношениях друг с другом, любят ближних и помогают им. Если же кто-то преступает законы, то само общество должно судить такого человека и исправить ситуацию. Т.е. совершенное государство является саморегулируемым союзом равных.  Этот идеал иудаизма относится к мессианским временам – тогда, в духовном плане, по словам  Пророков, не будет один человек объяснять другому Божественное Учение. Познанием Всевышнего наполнится вся Земля: каждый, понимая Бога, станет избранным, и ни один человек не вознесется над другим.
Проблема же Кораха была в стремлении ввести мессианский идеал немедленно, когда никакие условия для этого не созрели. Подобное явление называется в иудаизме лже-мессианством. Т.е. лже-Мессия – это не обманщик, он честно декларирует свои цели, верно выбирает идеалы, но совершенно не согласуется с временем, местом и методами их воплощения в жизнь. Он не видит, насколько идеалы недостижимы, когда они не соответствуют общественному сознанию. В результате попытки их реализации приводят не к продвижению, а к развалу и кризису.
Идея должна быть не только верной в своей основе, но и подходящей для конкретной ситуации; и это причина провала утопий в истории человечества. Практически все идеологии такого типа базируются на иудаизме, с его концепцией времени-вектора, неизбежно, по Божественному Замыслу, ведущему к исправлению людей и мира. (В отличие от этого, в представлениях идолопоклонников время, как и все мировые процессы, циклично). Именно из иудаизма вышли понятия прогресса, стремления и движения общества к цели, к совершенству. Но если далекие точки этого заданного иудаизмом вектора развития пытаться реализовать «здесь и сейчас» – то это и создает лже-мессианскую концепцию. Свежий пример такого типа – это израильская «борьба за мир»: несомненно, что «Шалом», «мир» – это еврейский мессианский идеал, но «Шалом Ахшав», «мир немедленно» – это разрушительный лже-мессианский обман.
Есть фундаментальное различие между «системой законов» и «системой идеалов». Система законов должна быть непротиворечива, и если существует противоречие между какими-либо законами, то требуется разрешить его, сформулировав правило поведения в конфликтном случае. В системе же идеалов, наоборот, разные элементы этого мира, разные идеалы обязательно должны противоречить друг другу. Идеал суда противостоит идеалу милости, идеал ученичества – идеалу интуитивного понимания всего из собственной натуры. Это касается и остальных идеалов, и именно противоречие, разнонаправленность держит их систему в равновесии. В социальной жизни идеалы прогресса, продвижения изменений, должны быть уравновешены  идеалами консервативными,  сохраняющими и стабилизирующими ситуацию. А в индивидуальной жизни каждый постоянно вынужден искать для себя методы синтеза между своими разными идеалами.
    И поэтому в истории Кораха (как и в любом социальном движении вокруг нас) нам нужно, с одной стороны, осудить поднятый им бунт, а с другой – увидеть позитивный потенциал и перспективу реализации высказанных в нем идей. Умение понимать ценность даже тех идеалов или движений, с которыми мы не согласны – это наш важный вклад в многообразие мира и его развитие.

ejwiki-books.com
Tags: иудаизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments